Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

Инженер человеческих душ

13 сентября 2017 - Гаврилова Н.П.

 

                                 Инженер человеческих душ

Писатель, публицист, краевед, исследователь, общественный деятель, почётный гражданин города – всё это органически сочетается в одном человеке. Таков  разносторонний, природный талант Геннадия Тихоновича Волобуева.

В период летнего отдыха совершенно случайно узнала, что в красноярской типографии ИП Азарова Н.Н. вышла в свет новая книга Геннадия Тихоновича  «Найти себя в эпоху перемен»: автобиографическая сага. Это документальный роман на автобиографической основе о 70-х – 90-х годах ХХ века. Книга издана при поддержке Красноярского представительства Союза российских писателей.

С  трудом, но только  благодаря неравнодушным людям, таким, как профессионал библиотечного дела Рублёва В.Г., мне в Красноярске  приобрели  произведение  писателя. Я полностью «окунулась» в чтение книги,  которая по жанру  сразу показалось необычной.

          О чём эта книга? Будет ли интересной для меня?  Порой, мы так много задаём себе вопросов, что потом они становятся «неким барьером» между автором и читателем. Это моё суждение, и оно, может, по крайне мере, меняться.

 Начало книги меня  поразило наповал – цитата из произведения Эсхила «Прометей прикованный»! Сразу почему-то с тоской вспомнила студенческие годы, трудное восприятие древней литературы, её какие-то внутренние «подтексты». Трагедия Эсхила, его  греческий миф о титане Прометее, вступившем в единоборство с Зевсом и похитившем для людей огонь…Конечно, настрой на чтение обещал с историческими зарисовками. А оказалось, всё намного проще, легче и увлекательнее. Без пафоса, я почувствовала   удивительно простые слова, написанные сердцем.

Позволю перелистать некоторые страницы книги  «Найти себя в эпоху перемен».    «Поэт не бог, но…» — так назван раздел, объединивший  размышления молодого человека   и   биографические   данные автора.  По-моему, они  органически переплетаются  здесь   с дневниковыми записями: «Пишу, чтобы понять себя. Жизнь, что педантичная торговка – требует от себя платы за всё взятое у неё, с процентами. Ты должен много, очень много успеть прочесть, набраться жизненного  опыта и наблюдений. Состояться в избранной профессии. Не теряй зря времени, используй каждую минуту для знаний. Если у тебя в трудную минуту «опустятся руки», с тяжёлым вздохом, отчаявшись, будешь метаться из угла в угол, возьми в руки книгу, которая   отвлечёт тебя от тревожных мыслей и высветит другой мир или подарит новые знания. Ведь в ней отражён сконцентрированный опыт автора, плод его жизненных целей, результат мыслительной и практической деятельности. В ней ты, может быть, найдёшь ориентир или почувствуешь красный сигнал «Стоп!» Такое могут дать только опытные знающие друзья. А если их нет рядом, или у друзей малый опыт, тогда книга – твой первый друг. А когда ты получишь собственный уникальный духовный багаж, отдай его книгам. Своим! Высокие мечты дают человеку большой запас энергии. Потому он и достигает вершин. Что может сравниться с тем сражением, когда ты выходишь один на один с собой?»

                 Мне стало уже   интересным сочетание дневниковых (мальчишеских поначалу) записей и размышлений уже взрослого человека. Хотя мы так привыкли к диалогической сплошной линии… Читала, спешила, старалась быстрее  «дойти» до узнаваемых исторических мест  нашего города. Впечатлений, причём,   первых,  человека, который увидел строительство и предприятий, и городских объектов, то есть продолжение реализации городского плана застройки.  «Я знаю – город будет, я верю – саду цвесть…».

                   Знакомая до боли тема – молодёжная. Понравилась глава «И без комсомола не то»: «…Ответственность перед организацией, а также моя склонность к активным действиям, заставляли меня задуматься над жизнью молодёжных коллективов, над судьбой комсомола. Я начал искать. Это происходило подобно цепной реакции. Одна идея рождала другую. Все они потребовали  выхода и воплощения. Я затормошил друзей, знакомых, всех, кого считал нужным, время набирало стремительный темп. Порой, не замечалась погода, домашние проблемы, пролетали недели, месяцы. Многое давалось нелегко, но было интересно».

                 Вспомнила из биографии автора, что комсомольская жизнь Геннадия Тихоновича началась на Электрохимическом заводе в 1968 году, как молодого инженера, причём перспективного. Его  избрали заместителем секретаря бюро комсомольской организации химического цеха. Для активизации у молодёжи  тяги к учёбе и общественной жизни был организован комсомольский политкружок «Кругозор».  Первые пропагандисты завода-комсомольцы: Валерий Михайлов, Геннадий Табунщиков, Александр Моргунов и Геннадий Волобуев. Да, в то время завод ещё продолжал строиться: ежегодно вводили новые мощности. Началась активная работа всех комсомольцев завода. Многое «рождалось» впервые: заводская газета, вечера поэзии на берегу реки Кан, у памятника 10-летию города, дискуссионный клуб «Мир и я», творческие концерты, туристические походы…

                 В книге – сомнения и первые неудачи главного героя.  «Невероятно трудно оставаться самим собой, пронести через всю жизнь свои идеалы, свои принципы. Чем больше ты к этому стремишься, тем агрессивнее сопротивление испытываешь от окружающих. Особенно, когда над тобой иерархическая машина власти. Вот почему многие партийные и комсомольские работники довольно скоро становятся флюгерами, проводниками сомнительных идей или капризов,  стоящих над ними руководителями. Они автоматически включаются в круг их приближённых и не боятся за своё будущее.     В случае перемены ветра, без угрызений совести поворачиваются к другому, более сильному. Какая разница, кому служить, ведь принципы отсутствуют».

         Личная заинтересованность в успехах общественного – страстная, бескорыстная – обеспечивает по меньшей мере половину живности, взволнованности, «интересности» читаемого. Привлекают рассуждения, дневниковые полемические записи, мифические сны (я бы так сказала)  о жизни.    Автор ведёт своё повествование просто и непосредственно, точно так же, как если бы беседовал с близким человеком. Тому подтверждение – глава книги «Вдохнуть душу в город».

Здесь следует сказать о конкретном  факте из биографии писателя. Геннадий Тихонович более 25 лет отвечал за социальную сферу Красноярска-45 – Зеленогорска в качестве заместителя председателя исполкома, заместителя главы города. «Здравоохранение, культура, спорт, вопросы социальной защиты населения, общественные творческие объединения  были такой же сложной и ответственной средой городской жизни, в которой он ориентировался, которой владел, в которой его усилия помогали их укреплению и развитию. Она занимала часть его рабочего времени и его активной жизни.  То, что он делал, совпадало с его ценностными установками. Он настолько познал, вжился, вработался в каждую из этих профессиональных сфер, что учителя думали – он педагог, медики спрашивали, не врач ли он? Строители уверенно считали его строителем. Совсем недавно он был инженером физиком, а сейчас становился на виду придирчивых испытующих глазах у всех, инженером человеческих душ, теряя свою главную специальность.  Работа  была для него, что воздух для дыхания»….

А  собранные писателем воедино  чувства и мысли, воссоздают страницы недавнего прошлого, уже ставшего историей.  Историей нашего города, которая не стареет от времени и всегда остаётся  в нашей памяти. Автор говорит по-молодому напористо,  цельно и заинтересовано, когда речь заходит о городе… «Провинциальный малый город по нормативам не имел права строить многие объекты, которые необходимы населению. Например, музеи. Но музеи – хранители истории, культурного наследия, генетического кода народа, как заметил однажды Пиотровский – директор Эрмитажа. Они необходимы для осознания своей малой родины. Значит, надо создавать их у себя…Начали с музея истории города. Нашли помещение, пригласили к участию все организации и коллективы промышленных предприятий. Такой музей на общественных началах вскоре появился. За ним последовал художественный музей (галерея). Чуть позже – музей природы. Его назвали экологическим. На предприятиях и в школах стали создавать свои небольшие музеи или комнаты трудовой Славы. Они подстегнули развитие краеведческой работы. Художественный музей привлёк внимание творческих союзов. Стал местом общения городских художников. Здесь начали проводиться выставки с участием известных и знаменитых живописцев.  Столица и другие центры стали ближе…».

Мне импонируют философские, до боли взволнованные строки автора о правде, русском менталитете: «Почему же правда всегда так слаба, а неправда и зло так сильны? Почему правда всегда оказывается под спудом, пока не зашатается всё основание? Не потому ли, что русский народ такой доверчивый и скромный? Может, малограмотный, социально ленный? Нет у него той общности, о которой говорят историки? А может, со времён владычества Батыя, а потом окончательного петровского закрепощения, мы сломлены, привыкли к покорности и даже рабству. Откуда это раболепие, угодничество, соглашательство с сильными мира сего? Не потому ли, что после революции за несколько десятилетий был изгнан и уничтожен самый просвещённый и сильный духом слой народа?»

Я читала эту книгу, а затем    вновь возвращалась  к прочитанному,  с удовольствием необычайным. Находила рассуждения, мысли, которые когда-то сама не могла выразить вслух. Поражалась своим «открытием», радовалась и …перечитывала снова. Вспомнила, что одну  из глав «Кто Вы, господин-«интеллигент»?»  я уже где-то  читала. Точно! Был такой фрагмент  новой книги Волобуева Г.Т. опубликован в городской газете «Панорама». Ещё тогда удивило, что понятие интеллигентности расходится с общим, народным понятием. «…Интеллигент в нашем представлении – добрый, образованный, лояльный, терпимый человек. Он может всё хорошо разъяснить, вежливо показать верный путь в прямом и переносном смысле. Он неравнодушен, он откликается на общественные беды, готов бескорыстно помочь человеку…».

Автор продолжает «будоражить» читателя: «Что они дали, эти образованные люди, многих из которых причисляли к интеллигентам, чему они научили, если ХХ век принёс народам одни несчастья, неисчислимые потери? И каждая враждующая сторона в обществе, разделённая  искусственно теоретиками на антагонистические классы, опираясь на свою теорию, на свои, или заимствованные философские взгляды…Если интеллигент не просто образованный человек, а ещё и «совесть народа», тогда он должен отвечать за свои поступки, подавать бескорыстно пример другим…».

Писатель чётко знает, а главное, верит,  кто такой истинный интеллигент, и что он из себя представляет. Об этом его взгляды на данный вопрос весьма убедительны: «Нам, российскому народу, или людям с русским менталитетом, независимо от национальных корней, важно не только образование, что, конечно, необходимо в современном обществе, но образованный человек с совестью, с ответственностью не только за себя, но и за весь наш народ. Нам надо договориться, как опознавать интеллигента. Следуя российской традиции, я повторюсь, им может быть только человек с ответственностью за свой народ, своё отечество. Совестливый человек. Хотя, он тоже может ошибаться…».

Смело и открыто звучат в книге мысли о правде, о той правде, которая никому покоя не даёт.  «Жизнь нашего поколения полна великих событий и одновременно жестокого драматизма, сравнимого с первыми годами советской власти. Сегодняшний драматизм, в отличие от прошлого, больше, и в основном проявляется внутри нас. Он жжёт нас изнутри, пыткам подвергается наш главный человеческий стержень – душа. Пыткам особенным – со стороны нашей пробуждающейся совести. Мы долго святотатствовали, сокровенные слова и нравственные нормы использовали в качестве «фигового листка». Жизнь нам начинает мстить. Мы ещё этого не понимаем. Мы оглядываемся по сторонам в надежде найти причину, мы паникуем, обвиняем и чёрта, и дьявола, но тот, кто уже заглянул честно в свою душу, с ужасом обнаружил, что причина в нас самих. Мало кто понял, что самым целебным средством может быть только правда. Горькая, едкая, неудобная, безобразная, но правда. Правда в слове и правде в деле».

Последняя  часть  книги «На переломе эпох» —  серьёзная, я бы сказала, тяжёлая.  80-90-ые годы прошлого столетия. Перестройка. Бессонные ночи. Разговоры. Ожидания. Выборы. Трудная борьба.  Доверие людей.   «Время круто меняется. События превзошли даже те наши мечты, которыми мы обменивались ещё недавно только в узком доверенном кругу. Где границы демократии? Или демократия без границ? …Груз прошлого ещё на плечах и в сознании самих инициаторов перестройки».

Удивительно, что и главный герой и читатель мыслят как бы вместе, но «в жизни было всё далеко неоднозначно». Писатель затрагивает важную  тему для читателя. Досконально изучив причины явления, он  говорит, что на этот счёт ещё бытуют примитивные представления и взгляды…Это жизнь. Жизнь, которая заставляет нас идти по трудным и тернистым дорогам. Но всё это будет оправдано, поскольку, по мнению автора, впереди – «свет;  что вели тебя добрый Ангел и твоя Муза…Круговерть жизни не давала времени остановиться, попытаться осмыслить своё место в этом бесконечном мире, найти верную опору. Где она?»

И в завершении хочу сказать,  сначала мне показалось, что в книге, даже такого жанра, как автобиографическая сага, не достаёт  фотоснимков (как мы привыкли к иллюстративному материалу, согласитесь?). Но когда закрыла последнюю страницу произведения, поняла, они абсолютно не нужны. В воображении читателя и так много «картинок», которые появляются почему-то сразу после прочтения той или иной главы или раздела.  Возможно, это субъективно, но со мной такое случилось. Читаемые  сцены как бы появляются с «видимым подтекстом». Интересное  открытие, не так ли?  

Я думаю, что любая  книга  имеет поучительные ассоциации.  Писатель ведь  поделился с нами мыслями, своими рассуждениями о жизни, о судьбе, о сокровенном.  Да, он не навязывает их нам. А предлагает – просто пройти с ним этот путь.

Мне было интересно читать новое произведение Геннадия Тихоновича Волобуева «Найти себя в эпоху перемен». Надеюсь,  книга найдёт своего читателя:  краеведов, студентов, учащихся, любознательных людей. Непременно  вызовет свои отклики, свои эмоции, свои «за» и «против». Но всё-таки познакомившись с содержанием, многие читатели приумножат и обогатят свой «багаж» по истории страны и своего  города.

С уважением к автору, с пожеланиями плодотворной работы на писательском  поприще, Н.П. Гаврилова, заведующая отделом «История города»  МБУ «Зеленогорский музейно-выставочный центр».   

Рейтинг: 0 Голосов: 0 145 просмотров
Комментарии (2)
Нигилист # 1 ноября 2017 в 02:38 0
Книга честно говоря слабенькая, нёс автор свои комсомольские идеалы, а куда принёс непонятно.
Гаврилова Н.П. # 20 ноября 2017 в 01:40 0
Это хорошо, что у каждого из нас, читателей, есть своё мнение. Человек видит и слышит, также и после собственного чтения, то, что ОН САМ видит. В книге не только автор несёт "комсомольские " идеалы, сколько своё видение и восприятие. Хотя вот это "метание души" заметно. Нам, знающим этого человека, судить объективно, я бы сказала, сложно. Но, согласитесь, и смелости высказаться вслух не у всех хватит духу! Интересно было бы подискутировать узким кругом, определённым. Но за прочтение статьи - спасибо. С уважением, Н.П.